Дом Волошина

Дом Волошина

Эти слова В. Кюхельбекера, написанные в 1845 году , оказались более применимы к временам будущим. Мартиролог российских стихотворцев, понемногу пополнявшийся весь XIX век, в XX стал расти все наиболее стремительно. Теснее в 10-ке и сотки имен вписывались в него невидимой рукою « настоящие перечни погибших и по этот день не завершены ». . . Судьба Максимилиана Волошина « 1877 — 1932 » была на этом фоне на уникальность успешной. Поэт уцелел в гражданскую « находясь в самой гуще событий »; не был репрессирован в 20-е; избежал цунами Великого террора « не дожив до него!». Наиболее того: в годы, когда приватная собственность изымалась с неусыпным усердием, оставался обладателем целого имения « два двухэтажных дома и два флигеля ». Вплоть до 1929 грам. он продолжал писать все, что мыслил « позже даже хранение почти всех его стихов было чревато тягостными последствиями. . . ».

Максимилиан Волошин, КоктебельИ все-же жизнь Волошина никак не была светлой. Хвори « следствие пережитого в 1918 — 1922 гг. », издевательства"местных властей", атаки партийной критики, отлучение от литературы и ранняя погибель — все это дозволяет и его причислить к жертвам Большого опыта. С 1928 по 1961 грам. присутствовавший под полным запретом, потом"дозволенный" как живописец, Волошин в 1977 грам. , в связи со 100-летним юбилеем, был допущен — с оговорками — и в историю российской литературы. Но только в заключительные годы его творчество вырвалось из архивных стенок и во все вырастающем объеме вульгарно в печать: не совсем только стихи, да и статьи, и дневники, и воспоминания, и письма. Весь этот материал еще просит осмысления, но теснее и сейчас светло: взор на Волошина как на побочное, провинциальное « по месту жительства!» явление российской литературы несостоятелен. Перед нами явление российской культуры — и культуры « по наименьшей мере » европейской. Признание этого, думается, не за горами.

Максимилиан Волошин, КоктебельМаксимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 16( 28 » мая 1877 грам. —"в Духов День, когда земля — именинница", по его словам. Отец рано погиб, воспитанием занималась мама — волевая и самобытная дама. С 4 до шестнадцати лет — Москва; тут — 1-ые стихи, приобщение к природе «"леса Звенигородского уезда" ». В 1893 грам. — 1-ый поворот в доле: переезд в Крым « Феодосия с ее генуэзскими и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь, нагромождения старого вулкана Карадаг ». В 1897 грам. — окончание гимназии и опять Москва: юридический факультет института. В 1900 грам. — 2-ой поворот: высылка в Среднюю Азию « за роль в студенческих забастовках » и там решение предназначить себя литературе и искусству — для чего же поселиться за границей,"уйти на запад".

Максимилиан Волошин

Максимилиан Волошин, КоктебельЗа это время Волошин заполучил литературное имя « его 1-ая статья возникла в печати в 1900 грам. , стихи — в 1903 грам. , 1-ый сборник вышел в 1910-м »; пережил глубочайшее увлечение художницей Мтр. В. Сабашниковой « закончившееся недолгим браком в 1906 — 1907 гг. »; стал инициатором и соавтором самой звучной литературной мистификации в Рф « сантим. . "Историю Черубины" ». Закончился этот период становления"разрывом с журнальным миром" в 1913 грам. : в то время, когда"вся Наша родина" изливалась в сочувствии И. Е. Репину, картина которого"Иван Строгий и его отпрыск" подверглась нападению, Волошин осмелился иметь"свое суждение" по предлогу инцидента. Отражением возрастающей репутации стихотворца стали упоминания его имени в творениях Власа Дорошевича « 1907 », Саши Темного « 1908 », А. Радакова « 1908 », Петра Пильского « 1909 », А. Измайлова « 1912 ».

Но новейший поворот в доле стихотворца произошел, думается, не в период"репинской истории", с последовавшим за ней"бойкотом", а в 1914 — 1915 гг. 1-ая глобальная война будто разрядом молнии пронзила волошинские стихи — и поэт-парнасец, в чьем творчестве критики видели"не столько признания души, сколько творение искусства" « В. Брюсов », стал пророком,"глубоко и печально пленённым событиями" « В. Жирмунский ». При всем этом в собственном отношении к войне « сб. "Anno mundi ardentis 1915" — Мтр. , 1916 » Волошин опять оказался при особенном воззрении: в отличие от ура-барабанных интонаций большинства стихотворцев, он тосковал о"године Брехни и Гнева", молился о том, чтобы"не разлюбить недруга". Поднимается стяг победный. . . Что в том, Наша родина, тебе ? Пребудь смиренной и бедной — Верной собственной доле. . .

Максимилиан Волошин, КоктебельРеволюция и гражданская война содействовали еще одному суровому превращению Волошина. Воспитанник французских мэтров, европеец и"интеллектюэль", он повернулся душой и помыслами к Рф. И в собственном творчестве внезапно отыскал настолько пронзительные и четкие слова о дне нынешнем, что они проникали в сердечко каждого. "Как словно совершенно иной поэт появился, храбрый, мощный, с обычным и разумным словом",— вспоминал В. В. Вересаев. Критик В. Литр. . Львов-Рогачевский писал, что Волошин воплотил темы революции"в сильные, строгие образы" и"разглядел новейший катастрофический лик Рф, органически спаянный с старым историческим ликом ее" « Львов-Рогачевский В. Новая российская литература. Мтр. , 1923. С. 286 — 287 ».

В письме к Литр. . Б. Каменеву в ноябре 1924 грам. , обращаясь к партийному боссу за содействием собственному начинанию, Волошин изъяснял:"Сюда из года в год приезжали ко мне стихотворцы и живописцы, что создало из Коктебеля « рядом Феодосия » собственного рода литературно-художественный центр. При жизни моей мамы дом был приспособлен для отдачи летом в наем, а опосля ее погибели я преобразовал его в безвозмездный дом для писателей, живописцев, ученых. <. . . > Двери открыты всем, даже прибывающему с улицы".

Максимилиан Волошин

Максимилиан Волошин, КоктебельЭто был летний приют предпочтительно для интеллигенции, положение которой в русской Рф было тогда и довольно трудным. Выброшенные, во множистве, из обыкновенного быта, травмированные выпавшими на долю каждого испытаниями, с трудом сводящие концы с концами, представители художественной интеллигенции выискали в"Доме стихотворца" безвозмездный кров, отдых от сумятицы великих городов, гостеприимного и проницательного владельца, насыщенное, без оглядки, общение с себе сходственными. Писатель и живописец, балерина и пианист, философ и востоковед, переводчица и преподаватель, юрист и бухгалтер, актриса и инженер — тут они были одинаковы, и все, что требовалось от каждого:"радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение собственной части интеллектуальной жизни" « как писал Волошин 24 мая 1924 грам. А. И. Полканову ».

Дом Волошина, КоктебельЧем был для гостей Волошина этот островок тепла и света, лучше всех определила Литр. . В. Тимофеева « Литр. . Дадина », дочь харьковского доктора, приезжавшая в Коктебель и Феодосию начиная с 1926 грам. :"Надобно знать наши русские будни, нашу жизнь — борьбу за кусочек хлеба, за целость заключительного, что сохранилось — и то у немногих, за целость домашнего источника; надобно знать эти ночи ожидания приезда НКВД с еще одним арестом либо ночи, когда опосля томного дня работы ты прибываешь в полунатопленную комнату, снимаешь единственную пару промокшей насквозь обуви, сушишь ее у печки, стираешь, готовишь обед на завтра, латаешь безграничные дыры, и все это в состоянии приниженности, в заглушении природного зова к обычной жизни, обычным радостям, чтоб понять, каким контрастом сходу стукнул меня Коктебель и Мтр. А. , с той его человечностью, которой он пробуждал в каждом теснее издавна сжавшееся в комок человеческое сердечко, с той истинней вселенской любовью, которая в нем была

Максимилиан Волошин, Коктебель1-ые стихи Волошина, написанные во время учебы в гимназии, носят отпечаток увлечения Пушкиным, Некрасовым, Майковым, Гейне. В живописи он признавал лишь передвижников, считая Репина"величайшим художником всех веков и народов". Но теснее в 1899 грам. происходит открытие импрессионистов, а в литературе — Грам. Гауптмана и П. Верлена; в 1900-м парень видит в символизме"шаг вперед" по сопоставлению с реализмом. А в январе 1902 грам. , в лекции"Опыт переоценки художественного значения Некрасова и Алексея Толстого", Волошин теснее выступает как горячий сторонник"нового искусства", ненавидимого"публикой" как декадентство ».

Обычно, вплоть до 1916 грам. утверждались также книжность, холодность волошинской поэзии,"головной" ее нрав. Основания для этого были, потому что поэт придавал особенное значение форме стиха, чеканил его и оттачивал. Содействовало этому воспоминанию и пристрастие Волошина к древним, библейским и необыкновенно оккультным ассоциациям. Максимилиан Волошин, КоктебельИ ежели 1-ые два слоя были знакомы образованному читателю « базы этих познаний давала гимназия », то 3-ий, обычно, серьезно усложнял восприятие его стихов. А Волошин считал, что его"отношение к миру" более много выражено в наитруднейшем и насквозь оккультном венке сонетов"Corona Astralis". И отмечал в 1925 грам. в"Автобиографии":"Меня оценивали, пожалуй, больше всего за пластическую и красочную изобразительность. Религиозный и оккультный элемент казался неясным и непонятным, желая и тут я устремлялся к ясности, короткой выразительности". В любом случае, этот сугубый мистицизм — неизменное чувство скрыты мира и рвение в нее просочиться — было 2-ой, опосля живописности, необыкновенностью Волошина-поэта, выделявшей его из круга российских символистов.

Дом Волошина

Дом Волошина, КоктебельПоэт признавал, что, начиная с 1917 года. , его поэтическая гамма поменялась, но считал, что"подошел к русским современным и историческим темам с этим же самым способом творчества, что и к темам лирическим первого периода". Но разница есть. Стихи о революции и гражданской войне писал поэт, во-1-х, больно задетый обрушившимися на страну событиями, а во-2-х, человек, наиболее глубоко и объемно думающий. И стихи эти отвечали искренним нуждам жителей нашей планеты, затрагивали в их более чувствительные струны, при этом и в одном, и в ином стане. Волошину удалось в"расплавленные годы" гражданской отыскать такую точку зрения, которая была применима и для белоснежных и для бардовых, удалось духовно встать"над схваткой". А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми мощами своими Молюсь за тех и за иных.

Максимилиан Волошин, КоктебельТруднее обстояло дело с волошинскими статьями о революции: перед ими"редакции периодических изданий" захлопнулись так же, как некогда опосля"репинской истории". А в этих статьях « ив цикле поэм"Маршрутами Каина" » Волошин показал себя как вдохновенный мыслитель и пророк. Идеи эти вынашивались им в течение всей жизни, но сейчас, в экстремальных критериях, в базе большей их доли лежало неприятие"машины" — технической цивилизации, основанной на слепой вере в науку, на главенстве материальности почти всех достижений цивилизации « скорости передвижения, комфортабельности жилищ, роста урожаев », поэт ставит вопросец: какой ценой достаются эти блага человеку и, основное, куда вообщем ведет этот путь ?

Максимилиан Волошин, КоктебельВремя от времени Волошин очевидно хватал через край в погоне за феноменами, в постоянном стремлении найти новейший, непривычный нюанс какой-нибудь идеи. « Так он несколько"заигрался" в мистификации с Черубиной де Габриак, в итоге чего же в истории, загаданной как комическая, не разов наступали драматические ситуации. » Но все это было оборотной стороной бесстрашия волошинского мышления, волей и раскованностью которого он и выделялся посреди почти всех литераторов Рф начала XX века. «"Ходок по дорогам идеи и слова", — определяла Мтр. Цветаева. »

Дом Волошина